Среди духовных мастеров разных традиций общепринято использовать
особые "тонкие" уловки, отвлекая внимание ученика и силы его эго на второстепенные
вещи (поскольку именно эго ученика бешено сопротивляется любым начинаниям
мастера), - и в это самое время оказывать на него решающее воздействие
на бессознательном уровне (вспомним Кастанеду), снимая омрачающие сознание
моменты.
Лукас (наряду с Дж. Камероном и Копполой) - один из мощнейших пассионариев в американском кино.
Его "работа" - захватить и отвлечь своим фильмом энергию внимания сотен миллионов
кинозрителей, и в то же время исподволь высветлить их сознание. И здесь
его "за руку" не поймаешь: поди ощути уровень тонкости его образов, если
ты не экстрасенс! Однако эта тонкость косвенно заявляет о себе и на внешнем,
образном уровне, - духовная, незримая ипостась фильма частично оказывается
визуализированной. Об этом и стоит поговорить.
Прежде всего, чем отвлекается внимание зрителей (детей, подростков и молодежи
в первую очередь - ведь фильм заявлен Лукасом, как "фильм для мальчиков"):
А - рекламной шумихой вокруг спецэффектов и компьютерных технологий,
Б - военным сюжетом,
В - упором на фантастику,
Г - разноплановым космическим антуражем и визуальной экзотикой (тунисская
пустыня, итальянские ренессансные дворцы, 3D-урбанизм),
Д - героями-роботами и киборгами, в том числе и забавными,
Е - жанровыми эпизодами, типичными для видеоигр ("стрелялки" обычные и
космические, спортивные гонки, подводные приключения с драконами, поединки
в духе ниндзя, мелодрама с детско-подростковым уклоном),
Ж - подростково-молодежным стебным юмором, использующим жаргон и диалектизмы
(его "звезда" - Джа-Джа - несуразный, комичный, премилый недотепа),
З - конфронтирующими аллюзиями на "грязную" и продажную политику "взрослого
мира" (Верховный Канцлер, Торговая Федерация, Сенат звездных республик).
На каком основании все это можно считать лишь приманкой, а не "основным
блюдом"? Поясню на примере работы со спецэффектами. На словах Лукас декларирует
принципиальное и судьбоносное использование в фильме самых передовых технологий,
умалчивая, однако, для чего и как они используются: для реставрации киноэстетики
"Звездных войн" образца 1976 года (лазерные мечи, виртуальные декорации,
защитные экраны) - то есть для решения задач кино двадцатипятилетней давности!
"Эпизод 1" снимался столько же, сколько и "Матрица" братьев Вачовских,
- так откуда может взяться десятикратное преобладание числа спецэффектов
(по отношению к "рядовому" science fiction), о которых говорит Лукас?
Это всего лишь слова, рекламная уловка. Стоит сравнить эстетику "Эпизода
1" с той же "Матрицей", чтобы понять, насколько консервативен и традиционен
Лукас (он попросту использует здесь "золотой" диснеевский опыт создания
массовых бестселлеров с упором на глубокий традиционализм - помните эти
незабвенные диснеевские голландские домики и сказочные замки?). Для Лукаса
компьютер - просто средство сэкономить деньги, снять подешевле, и не более
того. Ни о каком влиянии супертехнологий на эстетику в его фильме не приходится
говорить.
А теперь - вкратце о том, ради чего, судя по всему, мастер Лукас вновь
вернулся к "Звездным войнам". Речь пойдет о тех моментах, которым уготовано
воздействовать на зрителя на подсознательном уровне, и о подоплеке которых
дети и подростки пока не ведают ни сном ни духом - хотя бы в силу своей
недостаточной образованности. Итак.
Мастер Лукас насытил свой фильм (и прежде всего образы рыцарей джедая)
реалиями жизни адептов духа - святых, подвижников, аватаров, он создал
образы продвинутых учителей (и их учеников разных уровней) и точно воспроизвел
их свойства (айшварии) - именно так, как их описывают наиболее авторитетные
эзотерические источники всех крупнейших религий, а не оккультная литература
и следующие ей вослед фильмы типа "Горца" или телевизионных "Звездных
воинов", прошедших по нашим ТВ-каналам в августе 1999-го, не поднимающиеся
выше астрального плана - и потому не ведающие о таких тонкостях.
Ну и что? - скажете вы. А вот что: в кино как форме культуры (наш случай)
главное - образ героя, модели его поведения, которые затем усваиваются
и служат образцом для подражания миллионам зрителей. В этом смысле перед
нами, вне всякого сомнения, великий фильм. Он ненавязчиво (точнее, в скрытом
виде, на уровне подсознательной информации) предъявляет своему зрителю
высочайшие эталоны поведения и действия.
Рыцари джедая задают эталон человека, при этом выглядят почти как "простые
парни" из рядового экшн-фильма. Это - отличительная черта будды, "просветленного",
или инсан-и камил (араб.), "человека совершенного". Например, они зачастую
одеты почти как монахи (именно этот "принцип почти" здесь и далее деликатно
и тонко обманывает эго зрителя, по инерции полагающего, что перед ним
самые обычные киноперсонажи - светские герои без глубокой веры и значимых
духовных ориентиров): белая холщовая рубаха как образ чистого духа и длинная
темная ряса сверху как знак смирения. Они используют свое оружие только
для защиты (что типично для религиозных школ самозащиты). Во время поединков
они почти полностью отрешены от происходящего, - а это признак исчезновения
"я" и растворения сознания в Едином, что и выражается в отсутствии эмоциональных
реакций и мимики.
Фильм предлагает целый веер различных эталонов на выбор:
для начинающих (Анакин), для продвинутых учеников (Оби-Ван Кеноби),
для завершающих Путь (Ки Гон Джин), для достигших (Йода и др.). Случай
с учителем Йода особенно показателен: его "мультяшная" внешность и забавная
речь сбивают восприятие, не давая осознать, что на экране - образ непогрешимого
наставника. Однако показательно, что Лукас на главные роли не взял американцев
- видимо, как не отвечающих (хотя бы внешне) эталонам подлинной духовности.
Оби-Ван Кеноби со своей короткой стрижкой и косицей выглядит как заправский
санъясин (в индуизме и буддизме - человек, принявший на себя строгие религиозные
обеты). Анакина после принятия в ученики к Кеноби стригут точно так же
- эта стрижка не случайна, а ритуальна. Это воины-защитники, почти неуязвимые
полубоги. Они непосредственно ощущают баланс тонких (то есть духовных)
сил в своем окружении в данный момент, но именно этот баланс реально определяет
то, что затем происходит на физическом плане. Отсюда - их интуиция и предвидение.
Анакин рожден без участия земного отца (чувствуете параллель?), непосредственно
от "медихлорианов" - микросуществ, которые живут в клетках живой ткани.
Достаточно научиться слышать их голос, чтобы всегда поступать правильно
и не ошибаться. Замечу, что Лукас здесь слегка материализует, но в целом
довольно точно воспроизводит известный в большинстве эзотерических школ
факт, что наш кокон (то есть духовная ткань) составлен из мириадов крошечных
"тонких" живых существ, как бы атомарных сознаний. Колония этих существ
и образует дух человека. Фильм не просто содержит, но и демонстрирует
это учение в действии - как реальную, действенную, сверхэффективную практику
жизни, как основу бытия джедаев.
Итак, Лукас достаточно умен, чтобы не противопоставлять себя и свое кино
всему, что любят сейчас подростки - космические странствия, киборги, военные
сюжеты, поединки и прочее. Не собирается он и открыто декларировать такие
вещи, как духовный путь, аскеза, медитация, молитва, айшварии, ци, дао,
вера в Единого и прочее. Он отнюдь не рассчитывает, что его зритель держит
на своем столе Дао-дэ-цзин, Дхаммападу, Бхагавадгиту, Алмазную сутру,
Тибетскую книгу мертвых, гностические евангелия, суфийские притчи и т.
п. Он поступает проще: мастерски упаковывает все это в нашу любимую банку
из-под чипсов и подбрасывает в ближайшую кино- или видеопалатку. Пожалуй,
Лукас делает беспроигрышную ставку - не на взрослых и даже не на молодежь,
а на детей и подростков - на них еще есть надежда. Именно им он предлагает
в зрелищной упаковке "Звездных войн" эссенцию духовного пути, почерпнутую
им из эзотерических источников и воспроизводимую, как жизненная практика
учения и бытия джедаев, - известно, что дети и подростки воспринимают
не эстетику и "искусство", а модели поведения симпатичных им персонажей
- и перенимают их по принципу "обезьянки". Думаю, именно эта начинка и
обеспечит "Звездным войнам" Лукаса долгую безоблачную жизнь в статусе
мировой "классики" подросткового кино и колоссальный, не преходящий десятилетиями
успех во всем мире.
Пожалуй, можно сказать, что эпопея Лукаса - это в некотором роде переложение
евангелия для всех тех, кто не в состоянии воспринять религиозные идеи
монотеизма в их традиционной форме, это дайджест извечных истин и сокровенных
знаний, апеллирующий к подсознанию тех, кто на уровне своего сознания
не имеет духовных ориентиров, варясь в котле развлекательных форм массовой
американизированной кинокультуры. Именно поэтому Лукас искусно использует
киножанр, понятный и доступный миллионам людей на планете, фактически
занимаясь уже не только режиссурой, но и мессианством. Его опыт искусной
и во многом безупречной проповеди вечных истин - скорее, призыв к действию
и отличный образец для подражания, чем предмет критических споров, эстетических
разборок и технологических экскурсов.
|